В мае 2003 года в г. Уфе были завершены испытания нового пассажирского троллейбуса БТЗ52761А, оснащенного комплектом преобразовательного оборудования асинхронного тягового частотно-управляемого электропривода (КПО АТЧЭП). Тяговый частотный преобразователь в комплекте с интеллектуальной цифробуквенной панелью разработан и налажен специалистами предприятия «АСК» совместно с УПП «Вектор» в г. Екатеринбурге. Тяговый асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором номинальной мощностью 150 кВт изготовлен ОАО «Баранчинский электромеханический завод». Троллейбус модели 52761 производится Башкирским троллейбусным заводом («БТЗ», г. Уфа).
По сравнению с традиционной релейно-контакторной системой управления (РКСУ) и коллекторным двигателем постоянного тока асинхронный электропривод позволяет:
- сократить эксплуатационные затраты и время на обслуживание тягового двигателя и элементов РКСУ;
- экономить до 40% электроэнергии в реальном городском цикле за счет рекуперации. Удельный расход электроэнергии при средней массе машины 16 тонн составил 61 Вт ч/т км;
- улучшить эксплуатационные характеристики троллейбуса благодаря наличию у водителя информационной панели. На ней отображаются всевозможные параметры работы электропривода, в том числе пробег, счетчики электроэнергии, потребленной из контактной сети и возвращенной обратно в сеть.
Специализированный частотный преобразователь в составе КПО АТЧЭП преобразует постоянное напряжения контактной сети 550 v в переменное трехфазное напряжение питания тягового двигателя. Выходное напряжение преобразователя регулируется так, чтобы получить в обмотке двигателя синусоидальный ток требуемой амплитуды и частоты. В качестве силовых элементов преобразователя использованы интеллектуальные IGBT-модули SkiiP фирмы Semikron. Для их охлаждения в состав преобразователя включен вентилятор (тоже с асинхронным двигателем). Система управления на базе специализированного цифрового сигнального микропроцессора задает алгоритм переключения силовых ключей, выполняет функции контроля, осуществляет защитные отключения при возникновении неисправностей и др. Электропривод имеет порядка 40 автоматических быстродействующих защит, отключающих его силовые части при возникновении неисправностей. Встроенные средства диагностики неисправностей в понятной форме дают исчерпывающую информацию о состоянии электропривода.
КПО АТЧЭП нового троллейбуса отвечает самым современным требованиям и не уступает по возможностям продукции ведущих мировых производителей. В нем реализованы последние научные достижения в области управляемого асинхронного электропривода.
В августе 2003 года состоялась межведомственная комиссия, по результатам которой новый троллейбус и электропривод в его составе аттестованы для использования на действующих линиях городского электротранспорта. В настоящее время модель БТЗ52761А эксплуатируется в г. Уфе.