Модернизация электроприводов главных механизмов и системы АСУ буровой установки БУ 4500/270 ЭК-БМ.
В феврале-апреле 2018г. изготовлено, отгружено и введено в эксплуатацию оборудование для модернизации электроприводов главных механизмов и системы управления буровой установки БУ 4500/270 ЭК-БМ. Модернизация электроприводов была выполнена на базе существующего контейнера КТУ-К20, в условиях производственной площадки ЗАО «АСК». Целью модернизация являлась замена морально и физически устаревших электроприводов постоянного тока и системы управления. Электроприводы были заменены на современный привод постоянного тока фирмы Siemens типа Sinamics DCM.
Выполнена модернизация следующих приводов:
- основной привод лебедки;
- аварийный привод лебедки (привод РПД);
- приводы буровых насосов;
- регулятор мощности;
- привод вспомогательной лебедки.
Произведена полная замена системы АСУ, заменен котроллер фирмы Allen Bradley типа LOGIX 5561 на контроллер фирмы Siemens типа S7-315, а также заменены морально и физически устаревшие пульты управления главными механизмами буровой установки, а именно:
- шкаф управляющего контроллера МПК;
- пульт бурильщика во взрывозащищенном исполнении;
- пульты управления для резервной схемы управления;
- шкаф активных клеммников лебедки;
- шкаф управления вентиляцией КТУ и вспомогательной лебедкой;
- командоаппараты КАГВ и КАПВ.
Проектом восстановлена обводная (резервная) схема управления буровыми насосами и приводом РПД, применяемая в случае выхода из строя АСУ. При модернизации системы АСУ были сохранены основные функции:
— Управление приводом лебедки:
- включение и отключение привода и вспомогательных механизмов, регулирование скорости лебедки при спуско-подъемных операциях (СПО) по заданию бурильщика с ограничением скорости, мощности, тока двигателя и заданными параметрами трогания, разгона и торможения;
- торможение талевого блока при подходе к заданным бурильщиком верхней и нижней точках при СПО, ограничение скорости при выходе за указанные точки;
- удержание колонны бурильных труб (КБТ) в неподвижном положении при задании нулевой скорости;
- автоматическое управление дисково-колодочным тормозом при остановке и трогании лебедки, переключение скоростей лебедки бурильщиком;
- запоминание веса КБТ, регулирование усилия на долото с ограничением скорости подачи в режиме бурения с заданными бурильщиком параметрами. Задание усилия производится бурильщиком с ПБ;
- блокировка и сигнализация.
— Управление приводом насосов:
- включение и отключение привода насосов и относящихся к ним вспоммеханизмов с ПБ или с пульта насоса;
- выбор насоса;
- задание скорости насоса и времени разгона, ограничение момента и мощности двигателя с вводом уставок бурильщиком на ПБ;
- включение двигателей подпорных насосов;
- блокировка и сигнализация.
С пульта насоса производится:
- выбор пульта управления ПБ и ПН;
- выбор режима управления подпорного насоса;
- включение привода насоса на малую скорость;
- запрет включения.
Управление приводом ротора:
- включение и останов привода, выбор направления вращения переключением направления тока обмотки возбуждения двигателя с ПБ;
- задание величины скорости ротора, уставок ограничения тока, мощности двигателя;
- блокировки и сигнализация.
В состав новой АСУ вошла система визуализации и хранения данных, реализованная на панелях оператора типа KP900 фирмы Siemens. На пультах насосов и на пульте бурильщика для отображения информации установлены панели оператора, также в контейнере КТУ установлена панель оператора, выполняющая функции АРМ электрика.